3D кино — технология и концепция

Печать

Вопросом о возможности воспроизведения объёмного, то есть трёхмерного, видеоизображения, человечество задалось ещё в конце 19-го века. И уже на протяжении последних 100 лет мы постоянно усовершенствуем технологию стереограммы, которая позволяет обманывать наш мозг и показывать по-настоящему реалистичные изображения.

Стереокинематограф – одно из ответвлений в кинематографе, ставящее перед собой целью показать зрителю не двумерное, а вполне реальное полнообъёмное изображение. В современной киноиндустрии, такие фильмы называют 3D, 4D и т.п.

История появления 3d изображения

История стереокинематографа начала свой отсчёт ещё с 1890 года. Если говорить в общем, то попытки воспроизвести трёхмерную картинку предпринимались при помощи проецирования изображения на экран сразу двумя кинопроекторами, расположенными по определённой схеме.

История появления 3d

Определённый прорыв в решении поставленной задачи произошёл в 1922 году, когда впервые были применены анаглифические очки, которые фильтруют светопоток для каждого глаза по отдельности.

Правда, длительное пребывание (более получаса) в подобных очках вызывало дискомфорт восприятия у смотрящего, а потому трёхмерные видео, как правило, снимались только короткометражные.

Начиная с 1952 года произошёл технологический прорыв в стереоскопическом видеопоказе, когда фильмы стали сниматься на специальную стереоскопическую плёнку при помощи особой технологии. Однако сложности воспроизведения и специфические требования к демонстрации подобных фильмов мешали широкому распространению технологии.

Массовое распространение трёхмерного кино

Начиная с 80-х годов прошлого века, внедрение на кинорынок формата IMAX и цифровых методов обработки изображения, значительно способствовали тому, чтобы кинотворцы обратили своё внимание на возможность съёмок 3D-видео.

В чём же заключается стереокинематографический метод съёмки и последующего показа видеоизображения?

Методик, при помощи которых создаются стереофильмы, существует много, но в основе каждой из них заложена видеосъёмка так называемой стереопары. Суть её заключается в том, чтобы снимать одновременно двумя объективами на две разные плёнки или на одну, специальную.

3D кино

Ранее, до изобретения цветного кино, наибольшую популярность имела анаглифическая видеосистема, однако позже её значительно потеснила технология поляризации.

Анаглиф (3d) метод воспроизведения

Метод анаглифа предполагает кодировать цвет видеоизображения. Для этого используются очки особого рода, в которых левая сторона фильтрует красный спектр, а правая – синий. Таким образом, каждый глаз зрителя может видеть лишь часть изображения. Эта метода является одной из первых, и применима только к чёрно-белому видео.

Поляризационный (3d) метод воспроизведения

Упомянутые выше поляризационные системы не фильтровали цветовой спектр через очки, а накладывали два изображения одно на другое посредством использования особых фильтров для кинопроекторов и специального посеребрённого киноэкрана.

Подробнее в видео сюжете:

Недостатком поляризационного метода являются очки, в которых фильтры располагались под углом 90º друг к другу, при этом зритель не должен был вертеть головой, иначе стереоэффект разрушался.

Новые технологии и современные способы показа

Появление новой технологии известной как «Dolby 3D», в общих чертах схожей с методом анаглифа, стало значительным шагом на пути развития стереокинематографа.

Dolby 3D

Очки, применяемые согласно данной технологии, по-особенному фильтруют длину волны цветового спектра для каждого глаза.

Все эти качества присутствуют и в популярных 4dx кинотеатрах (что это такое?), только добавляют ещё внешние воздействия на человека — ветер, вибрацию, свет и.т.п. Чтобы создать иллюзию полного присутствия и погружения в кинофильм.

Использование технологии Dolby 3D не требует посеребрённый экран.

Изобретение компании Dolby Laboratories, послужило мощнейшим рывком в развитие 3D кинемотографа, сейчас вы практически в любом крупном городе сможете увидеть кинотеатры показывающие фильмы на основе технологии iMAX и RealD.

Но это не конец, человечество всегда показывало чудеса изобретательности и смекалки, и кто его знает, может через 10-20 лет мы сможем увидеть по-настоящему реалистичные фильмы.

Какое будет будущее у трёхмерного изображения?

Как становится видно, все названные технологии, требовали применения специальных стереочков, что создавало некоторые неудобства для зрителя и кинопрокатчиков. Поэтому продолжается активный поиски системы, которая бы позволяла демонстрировать на экране полноценное голографическое изображение, видимое без использования спецсредств.

Одной из таких технологий стал растровый метод. Заключается он в следующем: изображение проецируется на специальный растровый экран, который разбивает его на узенькие вертикальные полоски таким образом, что каждый глаз зрителя может видеть только определённые полоски. Зритель же, если усадить его на некоторое удаление от экрана, будет видеть цельную полутоновую картинку.

Но, у неё есть недостатки:

  • Фиксированное положение кинозрителя, поскольку объёмное изображение будет видно лишь с определённых позиций;
  • Второй недостаток заключается в двойном снижении разрешения по горизонтали.

Проблемы 3D фильмов

Одновременно с попыткой избавиться от стерео-очков, стереокинематограф работает и над устранением некоторых «побочных явлений», которые всё ещё наблюдаются при просмотре 3D-видео.

Самым распространённым из них стала так называемая киберболезнь. Проявляется она в том, что человека, после просмотра 3D видео, как бы «укачивает» — у него наблюдаются тошнота, дезориентированность в пространстве, болезненное напряжение глаз, иногда рвота.

Вторая проблема, с которой борется стереокинематограф, относится к резкому снижению способности человека различать объёмное и плоское изображение после частого просмотра 3D-видео. Кроме того, некоторые люди просто нечувствительны к стереоэффектам.