3D кино — технология и концепция
Вопросом о возможности воспроизведения объёмного, то есть трёхмерного, видеоизображения, человечество задалось ещё в конце 19-го века. И уже на протяжении последних 100 лет мы постоянно усовершенствуем технологию стереограммы, которая позволяет обманывать наш мозг и показывать по-настоящему реалистичные изображения.
История появления 3d изображения
История стереокинематографа начала свой отсчёт ещё с 1890 года. Если говорить в общем, то попытки воспроизвести трёхмерную картинку предпринимались при помощи проецирования изображения на экран сразу двумя кинопроекторами, расположенными по определённой схеме.
Определённый прорыв в решении поставленной задачи произошёл в 1922 году, когда впервые были применены анаглифические очки, которые фильтруют светопоток для каждого глаза по отдельности.
Правда, длительное пребывание (более получаса) в подобных очках вызывало дискомфорт восприятия у смотрящего, а потому трёхмерные видео, как правило, снимались только короткометражные.
Начиная с 1952 года произошёл технологический прорыв в стереоскопическом видеопоказе, когда фильмы стали сниматься на специальную стереоскопическую плёнку при помощи особой технологии. Однако сложности воспроизведения и специфические требования к демонстрации подобных фильмов мешали широкому распространению технологии.
Массовое распространение трёхмерного кино
Начиная с 80-х годов прошлого века, внедрение на кинорынок формата IMAX и цифровых методов обработки изображения, значительно способствовали тому, чтобы кинотворцы обратили своё внимание на возможность съёмок 3D-видео.
В чём же заключается стереокинематографический метод съёмки и последующего показа видеоизображения?
Методик, при помощи которых создаются стереофильмы, существует много, но в основе каждой из них заложена видеосъёмка так называемой стереопары. Суть её заключается в том, чтобы снимать одновременно двумя объективами на две разные плёнки или на одну, специальную.
Ранее, до изобретения цветного кино, наибольшую популярность имела анаглифическая видеосистема, однако позже её значительно потеснила технология поляризации.
Анаглиф (3d) метод воспроизведения
Метод анаглифа предполагает кодировать цвет видеоизображения. Для этого используются очки особого рода, в которых левая сторона фильтрует красный спектр, а правая – синий. Таким образом, каждый глаз зрителя может видеть лишь часть изображения. Эта метода является одной из первых, и применима только к чёрно-белому видео.
Поляризационный (3d) метод воспроизведения
Упомянутые выше поляризационные системы не фильтровали цветовой спектр через очки, а накладывали два изображения одно на другое посредством использования особых фильтров для кинопроекторов и специального посеребрённого киноэкрана.
Подробнее в видео сюжете:
Недостатком поляризационного метода являются очки, в которых фильтры располагались под углом 90º друг к другу, при этом зритель не должен был вертеть головой, иначе стереоэффект разрушался.
Новые технологии и современные способы показа
Появление новой технологии известной как «Dolby 3D», в общих чертах схожей с методом анаглифа, стало значительным шагом на пути развития стереокинематографа.
Очки, применяемые согласно данной технологии, по-особенному фильтруют длину волны цветового спектра для каждого глаза.
Все эти качества присутствуют и в популярных 4dx кинотеатрах (что это такое?), только добавляют ещё внешние воздействия на человека — ветер, вибрацию, свет и.т.п. Чтобы создать иллюзию полного присутствия и погружения в кинофильм.
Изобретение компании Dolby Laboratories, послужило мощнейшим рывком в развитие 3D кинемотографа, сейчас вы практически в любом крупном городе сможете увидеть кинотеатры показывающие фильмы на основе технологии iMAX и RealD.
Но это не конец, человечество всегда показывало чудеса изобретательности и смекалки, и кто его знает, может через 10-20 лет мы сможем увидеть по-настоящему реалистичные фильмы.
Какое будет будущее у трёхмерного изображения?
Как становится видно, все названные технологии, требовали применения специальных стереочков, что создавало некоторые неудобства для зрителя и кинопрокатчиков. Поэтому продолжается активный поиски системы, которая бы позволяла демонстрировать на экране полноценное голографическое изображение, видимое без использования спецсредств.
Одной из таких технологий стал растровый метод. Заключается он в следующем: изображение проецируется на специальный растровый экран, который разбивает его на узенькие вертикальные полоски таким образом, что каждый глаз зрителя может видеть только определённые полоски. Зритель же, если усадить его на некоторое удаление от экрана, будет видеть цельную полутоновую картинку.
Но, у неё есть недостатки:
- Фиксированное положение кинозрителя, поскольку объёмное изображение будет видно лишь с определённых позиций;
- Второй недостаток заключается в двойном снижении разрешения по горизонтали.
Проблемы 3D фильмов
Одновременно с попыткой избавиться от стерео-очков, стереокинематограф работает и над устранением некоторых «побочных явлений», которые всё ещё наблюдаются при просмотре 3D-видео.
Самым распространённым из них стала так называемая киберболезнь. Проявляется она в том, что человека, после просмотра 3D видео, как бы «укачивает» — у него наблюдаются тошнота, дезориентированность в пространстве, болезненное напряжение глаз, иногда рвота.
Вторая проблема, с которой борется стереокинематограф, относится к резкому снижению способности человека различать объёмное и плоское изображение после частого просмотра 3D-видео. Кроме того, некоторые люди просто нечувствительны к стереоэффектам.
Поделитесь записью:
А я где-то читала, что 3D фильмы очень опасны для здоровья. Технология воспроизведения объёмного изображения как бы обманывает наш мозг, под средством того, что на каждый глаз подаются разные картинки, и человек переносит совсем не естественную ситуацию, которая и сказывается в плохом самочувствие.
Не знаю, может быть я был в каком-то плохом кинотеатре, но честно слово – вообще не понял всей этой реалистичности! Картинка какая-то размытая и вообще трёхмерного изображения я так и не уловил, были конечно какие-то намёки, но совсем не то, что я ожидал от 3D фильма.
Скорей всего вы были в кинотеатре, который использует одну из самых первых технологий 3D воспроизведения – RealD. И тут дело даже не в самой технологии, а в её модификациях. Так как её со временем усовершенствовали и сейчас в мире на ней работает около 800 кинотеатров.
Когда первый раз попал на 3D фильм (Хоббит первый), меня очень сильно впечатлили спецэффекты, я как ребёнок сидел в кресле и укорачивался от стрел и летящих камней :). Потом уже конечно привыкаешь и спокойней смотришь фильм.
Да, есть такое. Первый раз всегда необычно, а всю красоту и глубину ощущений начинаешь ощущать только на второй или третий сеанс. Советую сходить ещё в IMAX кинотеатр, там вы получите на много больше впечатлений.