Новинки кино: что посмотреть в кинопрокате 2015 года Сообщество любителей хорошего кино, обсуждаем самые популярные фильмы кинопроката и делимся своими мыслями.

Советский образ жизни 50-х в сериале «Дети Арбата»

Опубликовано: 19.01.2014

Признаюсь сразу — романа Рыбакова «Дети Арбата» не читала. Вообще, мимо нас, мимо несмышленых октябрят, фальшивых пионеров и несостоявшихся комсомольцев прошли очень многие книги. К тому моменту, как мы научились читать серьезных писателей, некоторые произведения внезапно остыли. Я спросила у мамы: «Дети Арбата — хорошая книга?», Мама подумала и ответила: «Ну… своевременная». А наше время было уже другим.

Дети Арбата

Зато снова обнаружила приятные лица: Евгения Цыганова, Ирину Леонову, Ингу Оболдину, Юлию Свежакову, Игоря Гордина, Юрия Колокольникова, Даниила Страхова. Крепкая команда — многие из них играют в одних театрах, в одних спектаклях. Наконец-то начали сниматься, показав, что есть у нас молодые герои и даже в избытке.

И снова — вранье, в данном случае так и не превратившееся в сказку. Конечно, «Дети Арбата» — история посильнее какой-то там мелодрамы с пышным названием «Только ты…». Здесь почти что «Доктор Живаго» по насыщенности коллизий, по заявке на трагическое. Вроде актеры все — хорошие и материал вроде богатый, увлекательный, пестрый, способный задеть за живое. Однако бабушка моя «Московскую сагу» — эту смотрела и улыбалась, а «Детей Арбата» не смотрит.

Не убеждает ее Чулпан Хаматова, девочка с неестественными белыми волосами, неестественным куренным-прокуренным голосом и взрослым лицом, изображающая школьницу с едва пробуждающейся сексуальностью. Изображающая неистово, натужно. В общем, неестественно. Да и резиновая кукла «Сталин», скрывающая под невообразимой толщей пластического грима лицо и голос Максима Суханова, не вызывает доверия.

Все та же достоверность, в «Детях Арбата» порой доведенная до едва слышного бормотания в воротничок, выглядит здесь псевдо-документальной ложью. Хорошие актеры играют в достоверность, но получается это у них плохо.

Вдруг падает пелена. Развенчана иллюзия. Замечаешь внезапно, что вокруг этих фальшивых героев, изо всех сил утверждающих, что они настоящие, — такие же фальшивые декорации, и что одежда их слишком новая для того, чтобы быть ношенной в жизни, а не на съемочной площадке. Что эти туфли ни разу не надевали, а на этом пианино никогда не играли, а в этом доме вообще никто не живет.

Только парит в нем дивная камера оператора Шандора Беркеши (это он снимал фильм «Коктебель»). И видишь, как скользит она по округлому боку фортепиано, как пытается она превратить мир вокруг героини в Зазеркалье, в сон, от которого ей еще не пора пробудиться. Только благодаря этой работе — работе настоящего художника — жив и даже привлекателен фильм «Дети Арбата».

Беркеши рассказывает одну историю: человеческую, сказочную. Актеры — историю, зачастую нечеловеческую вовсе. Ответственность за эту декоративную неправду несет режиссер Андрей Эшпай. А исторические несоответствия типа слишком новых туфель — всего лишь досадный штрих к поддельному портрету, столь празднично выставленному в главной галерее страны, то есть на самом первом телевизионном канале.

Очень теперь хочется прочитать книгу, но, с позволения продюсеров и режиссера сериала, дофантазировать героев самостоятельно.

Зато теперь становится ясно, какой период времени нашей общей истории наиболее приятен кинематографу. Нет слов, тридцатые-сороковые богаты событиями: репрессии, предательства, война, кровь, любовь. Куда там семидесятым-восьмидесятым с их невыразительными байками!

Однако и в сказке должна быть доля правдоподобия, правдивости (правды никто не просит) — хоть исторической, хоть художественной. Главное все же человеческой, на какой душа отдохнет и поверит, что не все в нашем сложном прошлом — одна хитроумная фальшивка.

Поделитесь записью:

Чтобы постоянно быть в курсе последних кинопремьер и любых событий в киноиндустрии, то обязательно подписывайтесь на RSS и зафоловьте наш аккаунут в Твиттере - @allfontv. Ниже форма подписки для получения новых публикаций на почту.

Посмотрите ещё статьи:

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ошибка! Вы прикрепляете не допустимый файл

Well, nobody’s perfect У каждого свои недостатки - Осгуд Филдинг III (В джазе только девушки. 1953)